Воскресенье, 05.05.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Биология. География. В помощь учащимся

Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Образование
Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Требования к содержанию и оформлению исследовательского проекта.


Версия для печати


Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное

исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения

конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер

и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной

терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами работы над проектом являются:

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их

применение к решению актуальных практических задач;

проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке

теоретических подходов в области выполняемого исследования;

проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

систематизация и анализ полученные в ходе исследования данных;

представление и защита проекта.

Защита исследовательского проекта – представление, обоснование

целенаправленной деятельности теоретического и практического характера в той или

иной области знания (научном направлении), предполагающая самостоятельное изучение

и анализ литературных источников, наблюдения, эксперименты, анализ проделанной

работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ

Основными требованиями к учебным исследовательским проектам являются:

1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся – авторов

проекта;

4. структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных

результатов);

5. соблюдение в ходе исследования определенной последовательности действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы;

выбор и описание методов исследования;

выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты,

творческих отчетов и пр.);

проведение наблюдений и экспериментов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Постановка проблемы исследования

Научная работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и,

возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается

противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые

явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение учащимся проблемы для своего научного исследования должно

основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия

человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими

людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя

проблемной ситуации, которая требует изучения.

Алгоритм работы над научной проблемой

Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-

исследовательской проблемой специалиста любого уровня:

выбор проблемы;

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

разработка концепции и планирование исследования;

подбор методов и методик осуществления исследования;

проведение исследования;

обработка полученных данных;

письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде

целостного текста;

представление работы на рецензирование;

представление к защите и защита работы.

Структурные компоненты исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

титульный лист;

оглавление;

введение;

главы основной части;

выводы;

заключение;

список литературы;

приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и

заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное

наименование министерства, учебного заведения, на базе которых осуществляется

исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова

«тема» и в кавычки не заключается. Ниже, ближе к правому краю титульного листа,

указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, класс, ОУ, и далее фиксируется

фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность

(учителю указать предмет и категорию), место работы. В нижнем поле указываются

местонахождение учебного заведения и год написания работы.

Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и

параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления

должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки

ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки

каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к

заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в

конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются

цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики,

которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость

исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи

исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше

составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в

организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной

предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему,

исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было

изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка

вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования.

При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему

нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет

исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух

значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на который

направлено познание, или как явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное

для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления,

например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей

той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые

отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет

устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко

определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты,

которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации

и проведения исследования с начала до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна

представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение,

требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в

качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

не включает в себя слишком много положений;

не содержит неоднозначных понятий;

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и

предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

не включает в себя ценностных суждений;

имеет правильное стилистическое оформление.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа

научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к

изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически

проанализированы и сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме,

выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но

недостаточно полно и точно;

обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и

проявления изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел

завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат

логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от

темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида научной работы

учащегося.

В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер,

дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования,

приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается

характеристика групп респондентов (если таковые имеются в работе).

При описании методик обязательными данными являются: ее название, автор,

показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической

обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве

испытуемых, их квалификации, возрасте, поле и другие данные, значимые для

интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку,

сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы

громоздкие, их лучше вынести в приложение. В приложении можно поместить несколько

наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных

результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно

ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается

выводами. При их написании необходимо учитывать следующие правила:

выводы должны соответствовать поставленным задачам;

выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать

дополнительных измерений;

выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества

цифрового материала;

выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет

собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к

актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода,

подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой

механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной

части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые

результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся

только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые

прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. В приложении даются

материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики,

практические результаты экспериментальной деятельности и др.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Общие требования к оформлению

Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в

соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду

научных работ.

Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст

располагается только на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

размер полей: левое – 3 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;

нумерация страниц – по центру внизу страницы;

междустрочный интервал-1,5;

абзацный отступ – 1,25 см;

работа общим объемом до 10 страниц;

нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер

1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая

библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней;

каждая глава начинается с новой страницы. Это относится также и к введению,

заключению, библиографическому списку, приложениям;

название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название

параграфов – прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из

текста осуществляется за счет проставления дополнительного интервала;

заголовки следует располагать по середине строки симметрично тексту, между

заголовками и текстом пропуск в 3 интервала. Такое же расстояние выдерживается

между заголовками главы и параграфа;

для компьютерного набора размер шрифта –14;

порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и

т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая

цифра указывает на принадлежность к главе, вторая – на собственную нумерацию.

 

Критерии оценки исследовательской работы

Критерии оценки исследовательских проектов

Максимальное кол-во баллов 

Оценка эксперта 

Заочный этап

I. Композиция работы и ее особенности: в т.ч. 

1.      Актуальность темы

2.      Цель работы: сформулирована четко, сформулирована нечетко, вообще не сформулирована

3.      Постановка задач

4.      Структура работы. Правильность оформления работы (см. требования)

 

 

5

3

2

7

 

II. Содержание исследовательской работы: 

1.      Соответствие содержания основной части работы теме исследования и раскрытие темы

2.      Логика и грамотность изложения

3.      Использование источников и знакомство с современным состоянием проблемы

4.      Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме

 

9

5

4
5

 

ВСЕГО: 

40

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
олимпиады
Информации нет
Интернет урок

Посмотри видеоурок, чтобы лучше разобраться в теме или наверстать упущенное!

Экзамены


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz